Азбука певческая

Азбука певческая

А́ЗБУКА ПЕ́ВЧЕСКАЯ — общее назв. руководств по теории знаменного пения, назв. в связи с употреблением в нек-рых списках 17 в. заголовка "Азбука знамению". В 15—16 вв. преим. назв.: "Имена знамением", "Петия знаменного указ" и др. Древнейшие из сохранившихся А. П. датируются 15 в. (простейший их тип — "перечисление", типология М. В. Бражникова). В А. П. вошла лишь часть употреблявшихся в распевах невм (как наиб. характерные для нотации знаковые семейства, так и отд. невмы). Тип азбуки-перечисления сохранялся на протяжении 16—17 вв., претерпевая определ. изменения в репертуаре невм, кол-во к-рых увеличивалось, и последовательности их изложения. Наиб. информативностью азбуки-перечисления обладали в 15 в., в последующие периоды они сохранялись гл. обр. "по традиции", т. к. уже в 16 в. сформировался тип "азбуки-толкования", состоящей из двух разделов: "како поется" и "по гласам" (типология М. В. Бражникова). В "толковании" распев каждой невмы получил словесное объяснение. Раздел "како поется" содержит информацию о познаковой системе распева, когда каждая невма сохраняет свое мелодико-ритмич. содержание вне зависимости от местоположения и окружения др. невмами; раздел "по гласам" демонстрирует еще только входящую в 1-й пол. 16 в. в употребление систему пения "по попевкам" — устойчивым знаковым последовательностям, содержащим развитые мелодич. обороты, б. ч. не совпадающие с индивид. знамением каждой невмы, входящей в начертание. Также здесь впервые в теории знаменного пения вводится гласовое разграничение распевов. Из двух принципов пения — "по знакам" и "по попевкам" — преим. развитие получил второй, что нашло отражение в новых типах рук-ва по знаменному пению, сформировавшихся к нач. 17 в.: "кокизниках" и "фитниках". В 17 в. наряду с традиционно сохранившимися знаменными рук-вами возник ряд своеобр. науч. трактатов, посв. проблемам теории знаменного пения: "Ключ знаменной" инока Христофора, "Предисловие пометкам", "Извещение о согласнейших пометах" А. Мезенца и др.

Лит.: Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Азбука певческая" в других словарях:

  • АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ — условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально теоретических руководств, направленных на практическое обучение основам церковно певч. искусства. Сохранились различные типы А. п. В визант. и славяно… …   Православная энциклопедия

  • азбука певческая — общее название руководств по теории древнерусского знаменного распева …   Энциклопедический словарь

  • певческая азбука — см. Азбука певческая …   Энциклопедический словарь

  • Строгановская (Усольская) певческая школа —    творческое направление в рус. проф. муз. иск ве XVI XVII вв., возникшее во владениях ур. поморских промышленников Строгановых. Нашло выражение в деятельности певцов, а также мастеров, создавших образцы знаменного пения (Иван Лукошков, Фаддей… …   Уральская историческая энциклопедия

  • АНОНИМЫ — название музыкально теоретических средневек. западноевроп. трактатов, персональная атрибуция к рых невозможна или затруднена (см. ст. «Анонимность»). А. составляют примерно треть из всех опубликованных трактатов. Нек рые А. возникли как собрания… …   Православная энциклопедия

  • БЕСПОМЕТНАЯ НОТАЦИЯ — определение разных видов древнерус. нотации, не содержащих в своих графических системах указательных и степенных помет. Б. н. в рукописной традиции сохранялась приблизительно до сер. XVII в. Иногда в певч. рукописи кон. XVI 1 й пол. XVII в.… …   Православная энциклопедия

  • ГРАНИ — с наименованиями путевых замен. певч. сборник (ГИМ. Син. № 1240. Л. 592 об.) Грани с наименованиями путевых замен. певч. сборник (ГИМ. Син. № 1240. Л. 592 об.) один из типов руководства (см. ст. Азбука певческая) по путевой нотации, в к ром… …   Православная энциклопедия

  • ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ — знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Др. Руси в XI в. Знаменные певч. книги и поныне используются в старообрядческих и в отдельных храмах РПЦ. Наиболее ранние рукописи, содержащие З. н.,… …   Православная энциклопедия

  • ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ — гос., церковные и частные орг ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда… …   Православная энциклопедия

  • Палеография музыкальная —         (от греч. palaios старинный, древний и grapo пишу) область исторического музыкознания, специальная муз. историч. дисциплина. Изучает древние системы записи музыки, закономерности эволюции муз. знаков, модификацию их графич. форм, а также… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»